Top.Mail.Ru
Елена Моисеева / FishLab: Вырастить рыбу может каждый. Не каждый может заработать на ней деньги.

О современных требованиях рынка к профессии рыбовод, важности математики в товарном форелеводстве и про то, как изменились производственные циклы в аквакультуре эксклюзивно с порталом РЫБОВОДЫ.РФ поделилась Елена Моисеева, кандидат биологических наук, практикующий рыбовод с более, чем двадцатилетним опытом, основатель "Школы рыбоводства FishLab".


Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Елена, спасибо за время и возможность поделиться опытом с нашей аудиторией. Образовательная инициатива под названием FishLab - каков формат, предпосылки, как вам, в целом видится картина с предложением опыта, знаний и компетенций на рынке профильного образования по аквакультуре?

Елена Моисеева / FishLab: История образования школы FishLab — это история потребностей наших клиентов. На протяжении нескольких лет реализуя свой РПМ или иную продукцию нам так или иначе приходилось и приходится заниматься консультированием наших клиентов и партнеров по самым различным вопросам. В конечном итоге, пришло некое понимание, что

Эффективно давать какие-либо практические советы можно лишь при наличии у наших партнеров некоей системной базы знаний, что сегодня встречается далеко не всегда.

Аквакультура переживает бурный рост, в отрасль приходят люди без профильного образования. При этом, они "заряжены" на получение большого объема знаний за короткий промежуток времени. Именно для них и предназначен FishLab.

Касательно "классического" высшего образования в сфере аквакультуры (как вы ранее отмечали в материале "Недобор абитуриентов в вузы как диагноз профессии: рыбоводы вымирают?") - я больше практик и не анализировала как-либо программы и эффективность наших ВУЗов. Однако, для меня ответ на вопрос "почему молодежь не идет учиться на рыбовода?" очевиден. Во-первых, престижем эта специальность сегодня не отличается, сколь-либо внятной популяризации профессии нет. Во-вторых, срабатывает "фактор дремучих предубеждений", ведь,

Как правило, выбор абитуриента - это родительский выбор, а мотивации и причины этого выбора у родителей совершенно не обязательно связаны с их желанием того, чтобы ребенок вырос в крепкого профессионала. Для кого-то ВУЗ, особенно в нынешней ситуации - вопрос отсрочки от армии, для кого-то - предмет ложной гордости, когда "корочка" как бы добавляет человеку некую "ценность"...

Собственно, во многом дисбаланс в стране между профессиями производственными, требующими уникальных практических, "ручных" знаний и "специалистами с в/о широкого профиля" во многом образован именно по этим причинам. Недокомплект групп с бюджетными местами и пониженными требованиями к абитуриентам - вносит свою "лепту" в общую картину. Низкий балл, как правило, означает то, что ребенок в школе не прилагал усилий, не выработал привычку работать и напрягаться для получения результата.

Добавьте к изначальным пробелам в школьном образовании, отсутствию самодисциплины и низкой мотивации "управленческий апломб" в виде "корочки" - вот он, распространенный за очень редким исключением портрет выпускника.

Каков его дальнейший путь в профессии? Территориальное управление Росприроднадзора или Росрыболовства и бюрократические процедуры? Возможно... Но это точно не тот рыбовод, который готов провести полжизни в забродах, посвящая дни и ночи заботе о рыбке. У него банально нет моральной готовности. В этом смысле,

Если УЗВ-фермы, современные садковые хозяйства или мальковые цеха хоть как-то могут привести производственную культуру в более-менее привлекательный формат, то у прудовой аквакультуры шансы на адекватную молодежь сегодня практически отсутствуют.

Проектируя курсы FishLab, мы исходили из ключевого элемента - запроса на знания и опыт со стороны наших партнеров, клиентов и студентов. Мотивация - ключ к успеху. То, что мы можем дать на курсах - 10% этого успеха, а остальные 90% вам придется проработать, пройти, пропахать.

Так устроен человеческий мозг - он может усвоить 10% от того, что услышал, 30% - от того, что увидел, и 90% - от того, что человек повторил или сделал самостоятельно.

FishLab - про конкретные навыки и их эффективное применение. Это точно не история про "получить корочку". Если вам нужна "корочка" - мало ли, для получения грантов на аквакультуру или сельское хозяйство, - там формально это может потребоваться, я подскажу, где ее можно получить - дешевле и без необходимости выезда. Но в FishLab мы корочками не торгуем, мы обучаем людей, готовых работать и применять знания на практике.

К слову, на белом листе всегда намного проще нарисовать картину, чем перерисовывать что-либо поверх предыдущих набросков. Людям, приходящим к нам с минимальным опытом в аквакультуре, "заточенным" на интенсивное обучение и быстрый переход в практику, как правило, изначально проще нарисовать правильный образ всех производственных процессов.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Если разделять работу рыбовода на составляющие - знания по ихтиологии, управленческие моменты, коммерческую применимость и т.п. - дефицит чего сегодня проявляется больше всего?

Елена Моисеева / FishLab: Распространенная ситуация, когда крупные предприятия отправляют мне своих сотрудников, группой, для обучения, при этом основной запрос сверху - провести оценку персонала, определить, кто из них потенциально может стать главным рыбоводом, из кого что получится. Я убеждена, что способность решать математические задачи - ключевой фактор.

Научить выращивать товарную форель можно любого, кто способен посчитать процент из числа в уме. Биология важна, но практическую реализацию аквакультуры, как бизнеса, определяет математика. Товарное рыбоводство - это про цифры.

Будь я министром образования, первым критерием поступления на биофак стала бы именно математика. Ее подраздел "логика" (наука о правильном мышлении) определяет способность видеть и управлять причинно-следственными связями.

Практическая аквакультура сегодня трансформируется, на определенных циклах глубокие избыточные знания по ихтиологии сменяются технологическими картами и производственной дисциплиной. Однако, способность мыслить логически никто не отменял, а вот управленческий блок в программе ВУЗов сегодня по-прежнему отсутствует.

Разрыв между наукой и рынком сегодня огромен и в сегменте аквакультуры это во многом и является барьером к развитию. Образовательных программ, которые наделяют рыбоводов не только знаниями по биологии, но и управленческими компетенциями, экспертизой по технологиям, финансовыми инструментами - нет.

Этот разрыв нам и приходится компенсировать в рамках курсов FishLab, потому что современный рыбовод должен иметь мышление руководителя, коммерчески эффективное - ему предстоит считать деньги, выстраивать внутреннюю логистику, организовывать закупку и хранение кормов, планировать ветеринарную профилактику, разбираться в технологических решениях и так далее.

Вырастить рыбу может каждый. Не каждый может заработать на ней деньги.

Научное сообщество знает все об ихтиологии рыб. Однако,

Реальная жизнь требует от рыбовода умения составлять сводно-оборотную ведомость (сколько рыбы пришло, как приросло, что продали, какой отход и т.д.), потому что без нее бухгалтерия не в состоянии заниматься финансовой стороной и управленческими решениями, что автоматически ставит крест на экономической эффективности предприятия.

Бухгалтер не знает как считать оборот продукции, а рыбовод не понимает, какие сведения и в какой форме давать бухгалтеру - знаний по производственному процессу и финансово-экономическому документообороту ему никто не передавал в ВУЗе.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Как именно в формате концепции интенсивного обучения FishLab вы закрываете эти пробелы?

Елена Моисеева / FishLab: Есть две базовые программы - Товарное Форелеводство. Старт и Товарное Форелеводство. Главный Рыбовод. Учитывая, что аквакультура сегодня "раскачана" УЗВ-блогерами как бизнес с низким порогом вхождения, в отрасль идет очень много людей, мало представляя себе фин-модель рыбоводства. Поэтому уже в начальной программе Товарное Форелеводство. Старт как минимум полдня мы уделяем финансовой составляющей бизнеса наших студентов.

Идеальная картина - когда собственник, директор-управляющий и главный рыбовод проходят обучение вместе и вместе видят свой бизнес в финансовом разрезе.

Мы потому и набираем малые группы, поскольку, фактически,

Помимо обучения на курсах FishLab происходит аудит финансовой бизнес-модели и производственных процессов рыбоводного предприятия.

Ожидания и реальность у многих игроков в нашей отрасли радикально отличаются. Когда разбирается реальная финансовая модель, многих пробивает холодный пот. И уже после осознания реальной картины, можно начинать работать над производственной и коммерческой эффективностью, обрастать решениями, повышающими доходы, дополнительными продажами и т.п. Для кого-то это платная рыбалка, для кого-то фермерское производство, переработка и реализация.

Внешний аудит очень важен и это всегда персональная история каждого конкретного предприятия. Большинство не учитывает и недооценивает риски рыбоводства. Например, риски и последствия смертности в УЗВ-фермах и на проточной открытой воде - совершенно разные. Отход двухкилограммовой форели на "проточке" (скажем, при аномальном погодном скачке температуры) можно успеть переработать, закоптить, завялить, в худшем случае "потрошенкой" продать вторым сортом. Отход в УЗВ - это полная утилизация, потому что от привкуса не избавиться, либо изначально технологический процесс стоит выстраивать иначе/дороже с учетом минимализации привкуса.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Образование - это, как правило, передача определенных знаний определенному коллективу, без вовлечения в их жизнь. Аудит модели и производственных процессов, который вы делаете в рамках курсов FishLab, фактически - вход "двумя ногами" в бизнес студентов-предпринимателей. Эмоционально и интеллектуально это совершенно иные затраты, нежели обычный лекционный формат. Вопрос - почему это стоит таких откровенно небольших денег?

Елена Моисеева / FishLab: Школа изначально не создавалась, как бизнес-проект с целью заработать "на потоке". FishLab я организовала в 2016-м году в формате "все сама" - сама для себя переформатировала свой опыт и знания в концепцию отчуждаемого набора компетенций, сама проработала каждый курс, сама набирала студентов и сама же преподавала. Безусловно, предметный аудит и подготовка предложений по улучшению коммерческой эффективности рыбхозов это отдельная персональная история с выездом и определенным изучением предприятия - что я сегодня тоже практикую за рамками FishLab и при ином ценнике (от 200 тыс.руб - прим.ред.). Однако, даже экспресс-аудит студентов школы - неотъемлемая часть курсов, потому что он позволяет видеть пробелы и понять, чему нужно учить, чтобы исправить ситуацию.

Я - кандидат наук, рыбовод-селекционер, в некотором роде, маньяк своего дела. Моя мечта, которую мы реализуем в рамках нашего рыбхозяйства АрдонФиш - качественное отечественное маточное стадо, конкурентная западной оплодотворенная икра. И FishLab для нас - неотъемлемая часть оказываемого нашим партнерам и клиентам сервиса. Поэтому сегодня все клиенты, которые приобретают у нас рыбопосадочный материал, получают возможность и обучения, и использования технологических карт, инструкций по различным этапам производственных процессов, есть даже соответствующее программное обеспечение (М2 Рыбовод - прим.ред.). А для многих, кто входит в форелеводство, это еще и идеальный старт - курс обучения, рыбопосадочный материал и последующая поддержка в рамках товарного цикла. Обращайтесь,

Отраслевую эмпатию никто не отменял. Аквакультурное профессиональное сообщество - во многом про общие страсть и ценности, и в плане отношений - далеко не во всем "про деньги".

Экспертный профайл: Елена Моисеева, кандидат биологических наук с производственным опытом в аквакультуре более 20 лет, основатель "Школы рыбоводства FishLab". Специализация: селекционно-племенное и товарное форелеводство, ихтиопатология, гидрохимия, интенсификация производств на базе УЗВ, организация структуры управления предприятием и производственное планирование.


Чтобы оставаться в курсе самого важного в индустрии - РЫБОВОДЫ в TELEGRAM и паблик в ВК.

Подписка на новости

Популярное