Top.Mail.Ru
Юлия Федоровых / АГТУ: Профессия рыбовод - предпосылки, потенциал, перспективы.

Об актуальных трендах отраслевого образования, карьерных сценариях рыбоводческих профессий и перспективах выпускников в рыбопромышленном и смежных областях эксклюзивно с порталом РЫБОВОДЫ.РФ поделилась Юлия Федоровых, доцент кафедры "Аквакультура и рыболовство" Института рыбного хозяйства, биологии и природопользования Астраханского государственного технического университета.


Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Юлия, спасибо за время и возможность пообщаться с нашей аудиторией. У любой профессии есть определенный, зачастую ярко-выраженный типаж личности, черты которого максимально эффективно "вписываются" в рабочий уклад (условно, артисты - экспрессивны, математики - интровертны и т.п.). Рыбоводы - что это за категория людей, кто выбирает такую профессию, насколько рыбоводство - осознанный выбор и чем руководствуются студенты, поступая на соответствующую кафедру?

Юлия Федоровых / АГТУ: Часть функционала преподавательского состава любого вуза - работа в приемной комиссии, на точке входа в профессию, где мы, с одной стороны, эту профессию "продаем" тем, кто не вполне осознает ее потенциал и карьерные сценарии, с другой - отфильтровываем людей, кому она точно не подходит по уровню подготовки, несоответствию ожиданий и реальности и т.п. Соответственно, основных категорий абитуриентов, пожалуй, всего две. Есть люди, не понаслышке знакомые с рыбпромом и осознанно приходящие за знаниями и компетенциями на кафедру - представители рыбоводных династий, семей с собственными рыбхозами и/или намерениями их создать, родственники/близкие тех, кто работает в рыбной индустрии, - а таких людей в стране сотни тысяч, - и просто ребята/девчата, "романтизированные" с детства водой, природой, аквариумистикой, рыбалкой и т.п. Вторая категория - молодежь с определенным интересом к биологии, но без предметного понимания сути рыбоводческой деятельности, которым нужно очертить некую "дорожную карту" их будущей профессии и сформировать представление о том, что за жизнь их ждет во время и после обучения. В этом смысле,

Существует определенная конкуренция в "борьбе за студента", а приемная комиссия, адаптируясь к таким реалиям, несет на себе еще и функцию условных sales-менеджеров.

Что касается заочного обучения - то на такую форму образования поступают преимущественно люди, уже "двумя ногами стоящие" в профессии, которым нужно повысить уровень знаний/компетенций и/или получить государственную верификацию (бакалавриат) своих знаний для продвижения по карьерной лестнице. В магистратуру идут, в основном, действующие руководители отраслевых предприятий либо специалисты, меняющие коммерческий сегмент на госслужбу.

Но в целом, рыбовод - профессия очень романтичная, связанная с работой с живыми существами, их определенной социализацией, эмоциями, пространством и т.п., и привлекает она к себе людей с соответствующей эмпатией.

К слову, оборотная сторона такой романтики - это довольно своеобразный взгляд рыбоводов на окружающий их мир. Как правило, в силу посвященности профессии и сосредоточенности на результате, мир рыбоводов, их фокус и внимание - это их хозяйство. На внешнее, порой, внутренних ресурсов уже и не остается. Именно поэтому медийная составляющая этой профессии практически отсутствует, а ее популяризация - задача довольно нетривиальная. В этом смысле отраслевые издания, к которым относится и ваш портал РЫБОВОДЫ.РФ - большая помощь в том, чтобы достойно представить на витрине информационного пространства незаслуженно недооцененную профессию рыбовода.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Конкуренция компетенций происходит только между кафедрами/специализациями или есть определенное противостояние уровней колледж/вуз? Баланс советского периода между рабочей профессией в ПТУ и ИТР в высших учебных заведениях - насколько изменен сегодня?

Юлия Федоровых / АГТУ: Конкретно в нашей отрасли можно наблюдать следующую динамику: после всплеска интереса к получению высшего образования в нулевых, сегодня мы фиксируем очень высокий конкурс при поступлении в колледжи и очевидное снижение запроса на обучение в вузах. Иными словами,

Молодежь ищет наиболее короткий путь к началу карьеры, не взирая на то, что карьерный потенциал существенно разнится от того, что именно становится его точкой входа в профессию, - а разница между базой, которую дает ВУЗ и тем, что можно получить в колледже, - очевидна.

И причин тому, на мой взгляд, несколько. Очень весомый аргумент - ЕГЭ (единый госэкзамен - прим.ред.), сдавать который опасаются очень многие, потому и выбирают колледж сразу после 9-го класса. И это при том, что входной балльный порог в вузах и без того, существенно снижен, даже на очень перспективные направления. Еще одна

Распространенная причина, почему чаще выбирают колледж, а не ВУЗ - более быстрый и понятный молодежи "возврат инвестиций" в части образования: меньше учишься - быстрее начинаешь зарабатывать.

При этом надо понимать, что

ВУЗ, в отличие от колледжа, формирует у человека принципиально иную систему самообразования - способность саморазвития, в том числе и профессионального. ВУЗ помогает уже на этапе обучения "обрастать" отраслевыми отношениями и контактами, способствующими построению карьеры. ВУЗ дает кратно более обширную практику и индустриальный опыт, которые в итоге и являются определяющими в части навыков и компетенций.

Разумеется, выбор вуз/колледж во многом связан с персональными амбициями и устремлениями человека. Рабочая специальность - это хорошо. Уникальность в профессии - бесценна.

К слову, в случае с АГТУ вопрос последовательного обучения - решаем. Можно поступить в дочернюю университету структуру, Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж, и получить рабочую специальность, а после - продолжить обучение (+2 года) на бакалавриате уже в Институте рыбного хозяйства, биологии и природопользования.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Если расписать "дорожную карту" рабочего пути человека с профессией рыбовод - как она может выглядеть? Каковы условные сценарии проф.реализации?

Юлия Федоровых / АГТУ: Паспорта специальности нашей кафедры подразумевают квалификацию следующих профессий: ихтиопатолог, ихтиолог, рыбообработчик, рыбовод, микробиолог. Да, основной "выход" это рыбоводы и ихтиологи - с понятным сценарием трудоустройства в различного рода рыбных хозяйствах по всей стране. Однако, та

Научно-техническая база, которую осваивают студенты на протяжении периода обучения, обладает огромным потенциалом в плане востребованности и реализации в погранично-смежных отраслях - это и экология, и биология, и другие сферы. А если добавить к этой базе второе высшее образование иного профиля - экономическое, юридическое и т.п. - уникальность специалистов на стыке разных индустрий становится бесценной и позволяет им конфигурировать свой карьерный путь и вознаграждение без ограничений.

Специалисты в области международного права рыболовного промысла, эксперты по охране и возобновлению водных ресурсов, аудиторы коммерческих рыбопромысловых инвестпроектов в банковских организациях - возможных сценариев карьерной реализации с научно-технической базой нашей кафедры может быть бесчисленное множество. Ликвидность специальности и потенциал трудовой миграции - безграничны. И все это - уникальные компетенции, материально выражаемая ценность которых на порядок выше массовых среднестатистических рыбоводческих профессий, осваиваемых в колледже.

Рыбпром - очень динамично развивающаяся отрасль, а в текущих условиях санкционного давления во многих ее составляющих виден просто взрывной рост. Смолты, молодь, селекция, корма - многое из того, что ранее импортировалось, - и продуктово, и технологически, - сегодня "переизобретается" заново на наших глазах и потенциал этого развития "займет" не одно поколение. Можно говорить о том, что после распада СССР и утраты многих наработок в рыбной промышленности,

Фактически, сегодня мы наблюдаем своего рода "ренессанс" российского рыбпрома с далеко идущими последствиями, перспективами и уникальными возможностями для специалистов с соответствующей научно-технической базой, которую и дают отраслевые ВУЗы, такие, как АГТУ.

Нельзя не отметить и то, что современный маркетинг и так называемая "экономика впечатлений" вносят свою лепту в трансформацию отрасли. У нас в области есть предприятие Fishka - образцово-показательная история того, как рыбхоз может перейти из сырьевой парадигмы в сервисную. Помимо того, что они занимаются основным делом - выращиванием рыбы, к производству добавлены туристическая, ресторанная и образовательная составляющие. Точки доходности, такие, как музей, магазин, ресторан и экскурсии по рыбхозу, соответствующим образом брендированы и являются органичным продолжением базового бизнеса компании.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Образовательный процесс - что отличает конкретно ваш ВУЗ и вашу кафедру от остальных "конкурентов"? Что ожидает студента в части теории и практики, как в этом смысле раскрываются преимущества непосредственно Астраханского региона?

Юлия Федоровых / АГТУ: Образовательных заведений, работающих в направлении рыбоводства, в РФ довольно много - и вузов с историей, и новообразованных, и даже географически с рыбпромом никак не связанных. Поэтому

Стоит разделять конкуренцию компетенций и конкуренцию студенческого спроса. Спрос формирует локация, реклама и цены, а вот в части компетенций и научно-технической базы в отрасли есть давно устоявшееся понимание специализации образовательных кластеров. Если вы про биологию рыб - вам в Калининград, про рыболовство - во Владивосток, про рыбоводство - в Астрахань.

Разумеется, такое разграничение обусловлено как географической спецификой каждого из регионов, так и историческим развитием. Наша кафедра ведет отсчет с 1959-го года и у ее истоков (еще в эпоху Рыбвтуза) стояли столпы-основатели рыбной промышленности как таковой - Мартышев Ф.Г., Черномашенцев А.И., Мильштейн В.В. и многие другие. Профессор Сергей Владимирович Пономарев, много лет возглавлявший нашу кафедру, уже в постсоветский период, фактически, стоял у руля всех процессов по разработке кормов для осетровых и не только. Поэтому

Багаж знаний, опыта и практик, которым обладает сообщество специалистов под эгидой АГТУ, существенно шире формальных норм и требований к образовательным процессам, описанным в классификаторе профессий.

Отмечу, что в части отраслевой принадлежности АГТУ относится к Федеральному агентству по рыболовству - то, есть к профильному объединению, не в абстрактной форме к министерству образования, здравоохранения или еще к кому-либо. И эта принадлежность определяет наш статус - "стоять обеими ногами" в рынке рыбпрома, на передовой всех инноваций, проблематик и решений, как бы громко это не звучало...

Соответственно, и практический опыт, получаемый нашими студентами, имеет совершенно иное измерение в сравнении с подавляющим большинством других вузов. Уже с первого курса студенты регулярно посещают в рамках ознакомительной практики различные краевые рыбохозяйственные предприятия - садковые/прудовые хозяйства, комбикормовые заводы, УВЗ-фермы и т.п. Со второго курса идет практика по ихтиологии - непосредственная работа студентов с рыбой, с водоемами, кормовой базой. С третьего курса - производственная практика, шестинедельный выезд на рыбхозы/лаборатории под решение конкретных задач, при этом, у нас договорная база прохождения студентами практики - обширна и включает в себя самые известные и успешные предприятия страны.

Помните Гузееву с ее фразой "хороших мужиков разбирают еще щенками..."? - в большинстве случаев профессиональная востребованность наших студентов становится понятна уже в процессе студенческой практики. Поэтому всех, кто видит себя в профессии рыбовод - ждем на кафедре, документы на поступление можно подавать уже с 5 июня. Подробности по ссылке: https://astu.org/Content/PageChair/5877

СПРАВКА: Федоровых Юлия Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры "Аквакультура и рыболовство" ФГБОУ ВО "АГТУ", научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Осетроводство и перспективные объекты аквакультуры" ФГБОУ ВО "АГТУ". Автор более 140 публикаций, включая 3 патента на изобретения и 2 -х учебников с грифом ФАР для направления «Водные биоресурсы и аквакультура»: «Ихтиология» и «Аквакультура» (издательство Лань, СПб).

Чтобы оставаться в курсе самого важного в индустрии - РЫБОВОДЫ в TELEGRAM и паблик в ВК.

Подписка на новости

Популярное