Top.Mail.Ru
Цена - главый фактор в войне за "долю желудка": рыба vs молочки, яиц и мяса.

На потребление рыбы влияют разные факторы, но на российском рынке главным ограничителем остается цена — и ее влияние с учетом экономической ситуации в ближайшие годы будет усиливаться.


Тренды российского и мирового рыбного рынка и основные факторы, влияющие на потребление рыбы, обсудили участники Рыбного симпозиума, прошедшего 13 апреля в Москве на площадке Svoy Loft.

По словам руководителя Центра агроаналитики Минсельхоза Дмитрия Авельцова,

В развитых странах потребление белка на душу населения достигает примерно 100 кг в год. Развивающиеся страны по этому показателю сильно отстают, а значит, возможность для роста рынка сохраняется.

Уровень самообеспеченности рыбой в России, по оценке Минсельхоза, в прошлом году составил 153%, что, казалось бы, перекрывает рекомендованную норму потребления, даже повышенную до 28 кг на человека. Но если учитывать именно рыбную продукцию — без плавников, костей и других несъедобных частей, цифры потребления могут оказаться не такими красивыми, уточнил директор департамента развития рыбохозяйственного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Дмитрий Клюнеев.

Руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов предложил производителям рыбной продукции посмотреть на рынок с точки зрения концепции борьбы за «долю желудка». Он обратил внимание, что

Снижение потребления рыбы происходит на фоне роста популярности других источников белка — молочных продуктов, яиц и особенно мяса. Чтобы отвоевать полку, рыбе придется конкурировать с этими категориями.

Один из способов сделать это — вписать продукт в современный тренд, наделив его историей и сформировав положительную репутацию в глазах покупателей. По мнению Андрея Дальнова, значение таких историй на зрелом, насыщенном рынке возрастает. И если на короткой дистанции побеждает фактор цены, то вдолгую более важны традиции потребления и истории.

Сегодня на российском рынке именно цена играет решающую роль в выборе между мясом, птицей или рыбой. Статистика продаж в торговых сетях показывает, что за последний год все категории белковой еды, которые подорожали, потеряли в объемах, указал коммерческий директор исследовательской компании NTech — организатора симпозиума Дмитрий Трифонов.

Причем рыба "просела" сильнее всего. Напротив, объемы продаж мяса и птицы, цены на которые в 2022 г. несколько снизились, подросли. Единственной продуктовой категорией, для которой эта закономерность была нарушена, стала кулинария, где наблюдается рост как цен, так и объемов реализации.

Рыбный сегмент выглядит не слишком хорошо уже не первый год, отметил директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.

За период 2018–2022 гг. продажи рыбы в торговых сетях сократились на 35–40% в объеме и на 17–25% в денежном выражении.

Главная причина - инфляция, за этот период цена на рыбные консервы, пресервы и замороженную рыбу выросла на 44%, а на копченую и соленую рыбу — на 107%.

Неудивительно, что рост в сегменте замороженной рыбы в последние годы демонстрировали преимущественно такие недорогие виды рыб, как мойва, путассу, минтай. Среди дешевых консервов в чемпионы вышли кильки и бычки, а некогда популярная сайра стала поистине золотой рыбкой, если судить по ценникам. У консервов подороже есть свой фаворит — тунец, который, правда, в российских водах не ловится, зато на отсутствие спроса не жалуется. Явным аутсайдером смотрится охлажденная рыба — падение в этом сегменте составило за год 30%.

По словам Леонида Ардалионова, в нынешней ситуации при выборе продуктов, «чтобы просто поесть», потребителю нужна в первую очередь дешевая рыба. Аргумент цены отходит на задний план, только если речь идет о покупках, чтобы «побаловать себя» или о продуктах, которые человеку необходимо купить в любом случае.

По материалам Fishnews.


Чтобы оставаться в курсе самого важного в индустрии - РЫБОВОДЫ в TELEGRAM и паблик в ВК.

Подписка на новости

Популярное