Top.Mail.Ru
Илья Соснов / Инарктика: Розничные сети не учат нас выращивать лосось, а мы их не учим торговать.

Генеральный директор ПАО "Инарктика" Илья Соснов и финансовый директор Андрей Баранов дали большое интервью эксперту по инвестициям Тимофею Мартынову. РЫБОВОДЫ.РФ представляют основные тезизы диалога.


 СПРАВКА "Инарктика" (ранее Русская Аквакультура) - лидер по производству лососевых в РФ, единственная публичная компания (ПАО), которая торгуется на Московской бирже. Капитализация: 64 млрд.руб., более 90 тысяч акционеров. Мощность: 30+ тысяч тонн/год. Число сотрудников: 1000+. 34 участка для выращивания рыбы с потенциальным объемом до 60 тысяч тонн/год. В денежном выражении компания занимает долю в 33% на российском рынке, в натуральном объеме - 21%. В объеме производства аквакультурных лососевых в России доля компании - более 70% рынка. Чистая прибыль в 2022-м году - 11.9 млрд. руб. Выплаченные дивиденты - 3.3 млрд. руб. за прошлый год.

Потенциал расширения объемов ПАО "Инарктика" - до 60 тысячи тонн/год в живом весе [в десятилетней перспективе].

До конца 2022-го года 50+% поставок смолта "Инарктика" осуществляла с собственных смолтовых заводов в Норвегии, остальное - докупала с рынка. В конце 2022 года заводы в Норвегии были проданы (компании Agaqua, которой владеет постоянный член правления "Инарктики" норвежец Арне Гейрульв - прим.ред.), сегодня поставки смолта идут, в первую очередь, с собственных заводов в России.

В 2022-2023 годах приобрели три мальковых завода в России, два в Калуге и один в Нижнем Новгороде (мощностью около 3 млн смолтов/год). Стоящийся смолтовый завод Инарктики в г. Кондопоге (Карелия) выйдет на полную мощность в 2025-м году - 6 млн смолтов/год, система оборотного водоснабжения, три урожая малька в год – весной, летом, осенью [инвестиции от 3 до 4 млрд/год]. Еще один смолтовый завод мощностью от 5 до 10 млн смолтов строится в Мурманской области, запуск - 2026-2027 год.

Илья Соснов / Инарктика: Рыбоводство - такая отрасль, в которой ты сначала все считаешь в Экселе, и дальше все становится только хуже. Совокупно четыре завода будут давать от 8 до 11 миллионов смолтов, которые при отсутствии биологических рисков, превратятся в 35-45 тысяч тонн товарной рыбы в живом весе.

Станет больше морской форели, нам нравится работать с этим продуктом, он находит своего покупателя.

У морской форели ставка НДС - 10%, в отличии от атлантического лосося со ставкой НДС 20%, в этом тоже есть определенный выигрыш, если пересчитывать в чистую цену.

Ожидаем увеличение доли морской форели в нашем портфеле, но не считаем, что это окажет большое влияние на рентабельность бизнеса Инарктики.

Илья Соснов / Инарктика: Мы как нефтянники, которые верят, что цены на нефть будут расти - верим в то, что цена на форель и лосось будет подниматься.

Инарктика конкурирует с чилийской рыбой, которая едет в Россию в моменте и продается по глобальным ценам, поскольку чилийскому производителю все равно, кому продавать. У них есть много разных опций, цены привязаны к доллару и будут зависеть от курса. Эта рыба дороже нашей или сопоставима по цене, но сильно далеко от них мы отрываться не можем. Где-то мы выступаем лидерами ценообразования, но где-то у покупателя есть выбор - купить нашу рыбу или чилийскую, поэтому ценники все равно привязаны. Поставки у нас оптовые от 5.000 тонн.

Чилийская рыба - замороженная, мы же поставляем охлажденную свежую рыбу из Мурманска в Санкт-Петербург за 1.5 -2 дня, в Москву - 2-3 дня, это очевидное преимущество.

Илья Соснов / Инарктика: Внутри страны основной конкурент Инарктики - ГК "Балтийский берег" и их "Русский лосось" с годовым объемом 10-15 тысяч тонн.

Норвежская рыба де-факто тоже на рынке РФ есть, существует определенная контрабанда, схемы поставок, но это объемы на уровне тысячи тонн в год.

Тимофей Мартынов / Smart-lab.ru: Ваши оптовые цены мы не знаем. Мы видим цены на лосось в торговых сетях (Лента, О'Кей и т.д.). Есть ли какая-либо метрика определения розничной надбавки в этих сетях, чтобы понять ваши цены?

Илья Соснов / Инарктика: У разных сетей разная стратегия, разное ценообразование и разный продукт. Наш основной продукт – это рыба ПСГ, тушка потрошённая с головой. Стейки, филе - это продукты вторичной переработки рыбы. Да, есть доля объема, которая реализуется тушкой, но большая часть - подвергается вторичной переработке.

Мы полагаем, что сети "накручивают" от 20% до 50% надбавки к нашей цене. Если ты берешь на опте красную рыбу по 1.200 за кг и "прикручиваешь" к ней 400 рублей - это экономика, которая нравится многим.

Ведь, чтобы заработать 400 рублей, надо очень много курицы или сосисок продать.

Илья Соснов / Инарктика: [в вопросе "накруток"] сети не стесняются. Но они не учат нас выращивать лосось, а мы их не учим торговать.

Отрабатываем разные каналы экспорта - Япония, ближнее зарубежье - чтобы иметь возможность выйти туда тогда, когда это будет более выгодно, в моменте более выгодно удовлетворять внутренний спрос.

Российский рынок однозначно премиальнее для Инарктики - мы находимся очень близко к мегаполисам, к Москве, к Санкт-Петербургу, а высокое качество нашего продукта позволяет дороже его продавать.

Логистика влияет - посреди Пекина строят огромную УЗВ, чтобы поставки были "под боком". А норвежские производители тратят 1.5-2 доллара на килограмм, чтобы доставить свою продукцию самолетом в Азию.

В части эффективности Инарктику стоит "бенчмаркить" (соизмерять показатели) с Mowi или Salmar.

Инарктика строит завод по производству кормов для аквакультуры в Великом Новгороде, на 50% оплачено технологическое оборудование, активная фазе стройки начнется зимой. Инвестиции - около 4.2 млрд рублей. Запуск - в 2025-м году.

Инвестиции Mowi в их кормовой бизнес "отбились" за 3-4 года, это хорошо. Фарерская Bakkafrost с капитализацией в $7 млрд полностью снабжает себя своими кормами. У Salmar - нет своих кормов. Но свой корм - хорошая инвестиция. Закрывать полностью на 100% наши потребности завод не закроет, продавать "на сторону" не планируем, но и не зарекаемся.


Чтобы оставаться в курсе самого важного в индустрии - РЫБОВОДЫ в TELEGRAM и паблик в ВК или  ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ EMAIL-РАССЫЛКА  без воды и спама.

Подписка на новости

Популярное